Инновационный опыт

В 2021- 2023 годах в учреждении реализован инновационный проект «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования на 2021-2023 гг.»

 

"Внедрение модели формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»
методические рекомендации по использованию результатов
инновационной деятельности" (2015-2018 гг.)

 

Методические рекомендации по итогам реализации инновационного проекта (открыть)

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ПРАКТИКУ ТЕХНОЛОГИИ «ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ»

(по результатам реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития предметно-методических компетенций педагогов в условиях обновления содержания образования на основе технологии «Исследование в действии»

в 2019-2022 гг.)

Управленческие условия эффективной внедрения инновационного опыта в учреждении образования

развернуть

Для эффективной реализации инновационного опыта со стороны руководства учреждения необходимо: 

- путем совместного обсуждения возможных направлений реализации опыта принять решение о выборе вариантов технологии «исследование в действии»: кураторской методики, методики «исследование урока» или других форм;

- определить педагогов, желающих и готовых заняться инновацией;

- на основе опроса и личных предпочтений участников проекта сформировать группы педагогов для работы по каждому направлению. ВАЖНО: участники проекта должны комфортно себя чувствовать в работе друг с другом, быть психологически совместимыми для работы в паре / группе;

- определить кураторов групп для осуществления кураторской методики. ВАЖНО: куратором должен быть человек, который организует обсуждение между двумя учителями, обеспечит их психологическую безопасность; куратор умеет молчать и слушать, помогает участникам группы найти верное решение по решению проблемы урока, не навязывая свою точку зрения!!!!

- методической службе учреждения необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО организовать работу постоянно действующего семинара по изучению сущности технологии «исследование в действии»;

- организовать среди участников проекта работу по самообразованию, взаимообучению в вопросах организации и реализации технологии «исследование в действии».

свернуть

Условия эффективной реализации инновационного опыта

развернуть

Группам, работающим по кураторской методике, целесообразно выбрать для работы протоколы наблюдений, разработанные и предложенные для использования в проекте Е.Н.Куксо. Протоколы прошли апробацию, они достаточно подробно описаны пошагово, с них легче начинать наблюдение аспектов работы учителя на уроке.

Диагностика уровня педагогических компетенций педагогов, индивидуальные беседы с педагогами и работа кураторов подтверждают, что именно протоколы, разработанные Е.Куксо являются тем первоначальным материалом, с которым необходимо начинать работу для улучшения собственной педагогической практики при реализации кураторской методики. Предлагаемые аспекты для наблюдений (распределение внимания учителя, время на обдумывание ответов для учащегося и т.д.) являются теми базовыми механизмами, которые позволяют педагогам по-другому посмотреть на свое место на уроке, прочувствовать динамику отношений с учащимися, улучшить психологическую атмосферу и лучше понять поведение и отношение к учебе разных категорий учащихся (высоко-, средне- и слабо мотивированные учащиеся). Протоколы подходят как для начинающих педагогов, так и для педагогов с достаточным педагогическим стажем работы. Данные протоколы помогают педагогу самостоятельно, постепенно шаг за шагом повышать свой методический уровень без помощи куратора. Куратор только направляет, согласует действия. Начав с малого постепенно, педагоги вовлекаются в обсуждение и совершенствование более сложных аспектов для наблюдения (например, применение на уроке стратегии активной оценки в полном объеме, таксономии Блума или перевернутое обучение) и, тем самым, повышают своей методический уровень без административного ресурса, совершенствуют свою практику именно путем самообразования и взаимообучения.

Участники реализации технологии «исследование урока» определяют для себя тему одну общую тему исследования. Как и в кураторской методике, желательно начинать с изучения небольших аспектов урока.

ВАЖНО:

При организации инновационной деятельности необходимо осуществлять корректировку расписания учебных занятий для создания условий по посещению педагогами уроков коллег. Однако в условиях большого учреждения образования при организации работы в две смены и большой педагогической нагрузки педагогов, скорректировать расписание достаточно проблематично. После первого года реализации проекта руководством учреждения было принято решение, что в случае несовпадения времени посещения уроков вопросы переноса рабочего времени для посещения уроков коллег из группы будут решаться с заместителем директора по учебной работе и секретарем учебной части в каждом конкретном случае отдельно.

Работа над проектом, подтверждает, что инновация успешна при наличии в учреждении команды единомышленников, готовых к повышению своего профессионального роста, совершенствованию методических компетенций.

Практика показала, что для успешной реализации технологии «Исследование в действии» крайне важно при организации процесса минимизировать влияние административного ресурса, учитывать личностные предпочтения педагогов, их психоэмоциональную и мотивационную готовность к инновации.

НО:

одной из проблем, которая выявлена в процессе реализации проекта стала проблема подбора кадров для работы, психологическая совместимость участников и уровень их методической подготовки. Реализация проекта показала, что для эффективного участия педагогов в инновации важно наличие определенного уровня методической подготовки педагога. Педагогу, не владеющему минимумом методики преподавания учебного предмета, трудно включиться в работу даже с опытным напарником.

Положительные стороны проекта – сплочение педагогов для решения общих педагогических проблем и задач, улучшение психологического климата среди работающих в паре/группе педагогов, рост желания педагогов поделиться своими впечатлениями и наработками результатов инновационной деятельности. Но самый главный результат – развитие ключевых предметных и метапредметных компетенций педагогов, стремление участников инновации к распространению своего опыта среди коллег учреждения. 

ВМЕСТЕ С ТЕМ:

В процессе реализации проекта инновационная команда столкнулась с рядом теоретических, технических и психологических трудностей.

  • Реализуемые методики оказались достаточно сложными в их теоретическом осмыслении. Если материалы кураторской методики и протоколы для работы были представлены одним из авторов методики Е.Н. Куксо, что позволило педагогам включиться в работу сразу, то исследование урока как технология оказалась теоретически достаточно сложной. Потребовалось дополнительное изучение опыта использования технологии на практике коллег других стран;
  • Работа педагогов в исследовательских группах показала, что на первоначальном этапе реализации кураторской методики и технологии «исследование урока» эффективнее работают более опытные педагоги, которым оказалось проще теоретическое осмысление исследуемых направлений деятельности;
  • Реализация проекта затратна по времени. Для обсуждения протоколов с кураторами или обсуждения результатов урока в группе, работающей по технологии «исследование урока» в условиях большой загруженности учреждения сложно найти время и место проведения совместной беседы. Это требует от педагогов много личного времени;
  • Ни у одной из групп не получилось строго придерживаться графиков, нарушался непрерывный характер исследования в силу объективных причин (отсутствие в школе наблюдаемых учащихся, болезнь или командировка педагога и др.).
  • На первоначальном этапе практической реализации проекта участники отметили трудности в заполнении протоколов наблюдений и протоколов исследований: определение предполагаемых результатов ученической деятельности и самоанализа и анализа работы учащихся на уроке (инновационной командой отмечено, что проблема состоит в недостаточной теоретической подготовке педагогов в реализации проекта);
  • Участие в проекте выявило проблему психологической совместимости педагогов в осуществлении инновационной деятельности и необходимость наличия у педагога минимума методической подготовки к проведению урока в целом. Педагоги, уровень методической подготовки которых оказался низким (педагоги, работающие в учреждении один-два года не смогли справиться с заданиями инновационного проекта);
  • Имеются пробелы и в управленческой организации проекта в силу объективных причин работы учреждения;
  • Отсутствует опыт трансляции опыта инновации в средствах массовой информации.
свернуть

Рекомендации, разработанные на основании анализа аспектов для наблюдений в процессе реализации кураторской методики

развернуть

Прежде чем начать, необходимо:

  1. Изучить теоретической аспекты сути кураторской методики (это очень важно!)
  2. Создать пару педагогов для взаимопосещений и анализа наблюдаемых аспектов уроков. Важно, чтобы педагогам было комфортно работать вместе. Коллега, который приходит к вам на урок, изучает только один аспект вашей деятельности, и с которым вам психологически комфортно, вызывает у вас меньше переживаний, чем заместитель директора, который анализирует весь урок в целом.
  3. Составить график посещения уроков (об этом надо позаботиться уже на стадии составления расписания уроков класса на полугодие)
  4. Выбрать аспекты для наблюдения. Начинающим в кураторской методике педагогам желательно начать по готовым протоколам Е.Куксо (протоколы подробно разработаны, к ним имеются рекомендации
  5. Подготовить материалы для наблюдения (схема класса, задание для наблюдающего, протокол).

1) При условии, что участники кураторской группы работают в одном классе, методика позволяет увидеть учащегося «со стороны» и класс – в другой учебной обстановке; анализ поведения учащихся на другом учебном занятии помогает скорректировать приемы и методы работы на своем учебном занятии;

2) Для неопытного педагога (первый год работы) кураторская методика является достаточно сложной, так как понимание того, что за твоим поведением в изучении конкретного аспекта деятельности наблюдают другие, отвлекает от темы урока;

3) Для того, чтобы охватить весь класс вниманием хорошей помощью являются элементы стратегии активной оценки: прием «неподнятой» руки и опрос учащихся путем случайного выбора;

4) Чем меньше в классе учащихся, тем лучше распределяется внимание учителя;

5) Для того, чтобы охватить работой всех учащихся необходимо тщательнее продумывать дифференциацию на уроке;

6) Не рекомендуется начинать исследование (кураторская методика) в первой четверти в первом классе: 1) учащиеся отвлекаются на наблюдающего; 2) сложно выявить так рано группы детей («успевающие», «середняки», «отстающие»), что не позволяет в дальнейшем переходить на усложненные и прицельные протоколы;

7) Большое значение имеет время на размышление, которое дается учащимся для ответа. При первой кажущейся неудаче (учитель всегда боится не успеть задуманное на уроке, вовремя завершить урок), тем не менее, увеличение времени на размышление при ответе позволяет уменьшить тревожность класса, что приводит к росту процента правильных ответов на уроке. Важно показать учащимся, что заданный им вопрос не будет переадресован другим, пока учащийся не даст ответ. Время на размышление и обязательный ответ держит учащегося в «тонусе», он понимает, что его ответа дождутся;

8) Присутствие в классе второго учителя способствует мобилизации учащихся и улучшает дисциплину на уроке;

9) Вопросы на уроке следует предлагать для учащихся от простого к сложному. Это помогает включиться в работу слабоуспевающим учащимся, создает для них ситуацию успеха;

10) На вовлечение всех учащихся класса в работу влияет использование информационно-коммуникационных технологий (задания в виде игры).

свернуть

Рекомендации по организации технологии «Исследование урока»

развернуть
  • при определении сильного, среднего и слабого учащихся, если это позволяет наполняемость класса, лучше выбрать по два человека в каждой категории, так как учащиеся часто пропускают учебные занятия по болезни и так легче отслеживать динамику;
  • посещая учебные занятия коллег, появляется возможность увидеть учащихся в разных ситуациях, проявление разных способностей учащихся, о которых на своих уроках педагоги не знали ранее (или не замечали);
  • уровень методической подготовки учителей группы должен быть примерно одинаковый, это позволяет эффективно работать;
  • работа в группе, позволяет лучше узнать друг друга, делиться своими наработками, методами работы; в сотрудничестве легче готовить учебное занятие, увидеть преимущества и недостатки;
  • совместная работа в одном классе позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на учебном занятии, включить всех учащихся в работу.
свернуть

Результаты реализации проекта позволяют сделать следующие выводы

развернуть

посещение учебных занятий коллег в «исследовании урока» значительно отличается от общепринятого взаимопосещения. Совместная подготовка, посещение и анализ учебного занятия позволяют учителю-инноватору увидеть учащихся в разных ситуациях, выявить проявление разных способностей учащихся, о которых на своих учебных занятиях не знали ранее;

совместная работа педагогов позволяет повысить мотивацию учащихся к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на учебном занятии, включить всех учащихся в работу

эффективность работы зависит от уровня методической подготовки учителей группы. Он должен быть примерно одинаковым, чем выше методический уровень учителя, тем эффективнее подготовленные учебные занятия;

работа в группе при подготовке учебного занятия и обсуждение результатов, позволяет учителям лучше узнать друг друга, способствует обмену опытом, совершенствованию методов работы; в сотрудничестве легче готовить учебное занятие, увидеть преимущества и недостатки используемых методов и приёмов;

интервьюирование учащихся показало, что у учащихся повышается интерес к уроку, когда они знают, что за ними наблюдают другие педагоги. Важно, что это педагоги, работающие в этом же классе. «Интересно, когда на уроке физики за тобой наблюдают учителя географии и истории»;

в ходе работы все педагоги-инноваторы указали на то, что обсуждать возникающие проблемы и вопросы проще с коллегами, нежели с руководством учреждения; хотя поддержка кураторов ощущалась на протяжении всего времени работы;

кураторами групп, на основе индивидуальных бесед с участниками инновации выявлено, что молодому педагогу, слабо владеющему методикой преподавания учебного предмета, лучше подойдет работа в группах по технологии «исследование урока», где шире представлена возможность методической организации учебного занятия и ее анализа.

Вместе с тем, в осуществлении проекта существуют трудности:

для реализации технологии «Исследование в действии» необходимо проведение хорошей теоретической подготовки педагогов и разъяснительной работы по этапам осуществления на практике технологии;

при организации кураторских групп и групп исследование урока необходимо серьезное взаимодействие заместителя директора по учебной работе (методиста) и педагога-психолога для определения методического уровня и уровня готовности педагогов к инновации, их психологической совместимости для работы в паре/группе;

для понимания и рефлексии собственной педагогической деятельности педагогов руководству учреждения важно создать условия для возможности записи рабочих видеоматериалов обсуждения стадий исследования урока и работы с кураторами. Если кураторами групп за данным процессом не ведется контроль, педагоги самостоятельно осуществлять видеосъемку не желают;

в условиях загруженности учреждения тяжело найти место для обсуждения учебных занятий, а также подобрать время, т.к. не совпадает расписание занятий коллег; иногда не хватает времени для обсуждения проблемы;

высокая учебная нагрузка педагогов снижает личную заинтересованность педагогов к участию в инновации.

выявлено, что при работе над темой активизации познавательной деятельности учащихся с использованием приемов и методов информационно-коммуникационных технологий, разработке рабочих листов очень трудно подобрать методы и приемы работы, подходящие для всех учебных предметов (например, физика-география-история);

свернуть