Ученическое самоуправление – система организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей при организации образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом и руководством учреждения образования.
Органы ученического самоуправления — это избираемые непосредственно учащимися органы, наделенные полномочиями по решению определенного круга вопросов.
Основным условием успешного развития и функционирования органов ученического самоуправления является непрерывная, систематическая педагогическая поддержка всех его участников. Она осуществляется через взаимодействие представителей и органов ученического самоуправления с руководством учреждения образования, педагогом-организатором, учителями-предметниками, классными руководителями (кураторами групп)
Ученическое самоуправление способствует формированию ценностного отношения к себе и окружающим, проявлению инициативы и активности, получению опыта практической деятельности и формированию ответственности за свои действия, а также усилению идеологической и гражданско-патриотической направленности процесса непрерывного воспитания. Ученическое самоуправление призвано способствовать формированию готовности учащихся в будущем активно участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), готовности самостоятельно принимать решения в сфере государственно общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
Участвуя в деятельности ученического самоуправления, дети, подростки, молодые люди усваивают нравственные ценности, формируют свою гражданскую позицию и отношение к окружающей действительности, приобретают опыт управленческой деятельности, проявляют социальный интерес и активность, лидерские, коммуникативные, организаторские качества и способности.
Ученическое самоуправление может функционировать и развиваться практически во всех сферах деятельности обучающихся в учреждениях образования. Это обеспечивается включением обучающихся и органов их самоуправления в формирование и реализацию государственной молодежной политики, образовательный процесс и управление учреждением образования, участием детей и молодежи в общественной, политической, экономической и культурной жизни региона и в целом Республики Беларусь.
Ценности и содержание деятельности ученического самоуправления определяются его участниками на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, нормативных правовых основ и ориентиров, определенных в законодательных документах Республики Беларусь.
Субъектом ученического самоуправления является коллектив обучающихся в учреждении образования и каждый его участник, а объектом выступает совместная деятельность и управление этой деятельностью, которые распределяются на скоординированные действия участников, направленные на достижение общей цели и результата.
Ученическое самоуправление обеспечивает самостоятельность коллектива обучающихся в решении внутренних вопросов и проблем, но не предполагает его самоизоляцию. Наоборот, оно содействует расширению пространства социального сотрудничества, установлению партнерских отношений коллектива обучающихся с социальными институтами, государственными учреждениями, общественными объединениями в процессе реализации социально значимых проектов и инициатив.
Ученическое самоуправление предполагает практическую реализацию принципа самодеятельности детей, подростков, молодых людей и их социокультурных общностей в пространстве их реальной жизни.
Ученическое самоуправление выполняет функции:
- ценностно ориентационную (ориентация на социально значимые ценности, идеологию и традиции белорусского общества и государства); • интегративную (формирование социокультурной общности коллектива обучающихся на основе общих ценностей, сотрудничество обучающихся для достижения общих целей);
- управленческую (решение вопросов распределения обязанностей и полномочий органов ученического самоуправления, их выборности, подотчетности и сменяемости);
- коммуникационную (организация общения, взаимодействия детей, подростков, молодых людей и взрослых как членов коллектива);
- информационную (информирование, обмен информацией между участниками, создание информационных ресурсов и т. д.);
- рефлексивно-оценочную (оценка и самооценка, анализ эффективности самоуправления и совместной деятельности);
- прогностическую (составление прогнозов о будущей деятельности коллектива обучающихся и органов самоуправления, проблемах и перспективах);
- корректирующую (коррекция, в случае необходимости, индивидуальной и групповой деятельности участников и органов ученического самоуправления на основе принципов демократического управления);
- методическую (использование методов, методик, приемов управления, организации совместной деятельности участников и т. д.).
Содержание деятельности ученического самоуправления в учреждении образования обусловлено содержанием и основными направлениями государственной молодежной политики. Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» основными направлениями являются:
гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
содействие формированию здорового образа жизни молодежи;
государственная поддержка молодых семей;
содействие реализации права молодежи на труд;
государственная поддержка молодежи в получении образования;
государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи; реализация молодежной кадровой политики; содействие реализации права молодежи на объединение;
содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив;
международное молодежное сотрудничество.