Педагогам

Уважаемые педагоги!

На данной страничке размещена полезная информация для Вас. Надеюсь, что совместно с Вами, мы сможем помочь учащимся преодолеть затруднения не только в устной речи, но и при чтении и письме!

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

развернуть

От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

В группе продлённого дня большое внимание уделяется речевому развитию воспитанников в разных видах деятельности.

1. Речевое развитие в игровой деятельности.

Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность, способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Виды игр:

· Игры – путешествия - « Кто живет в лесу?».

· Игры – поручения - « Найди предметы красного цвета».

· Игры - предположения - «Зачем нужны игрушки?».

· Игры – загадки - « Овощи в загадках».

· Игры – беседы - « Я начну, а вы продолжите», «Расскажи про весну».

· Игры в слова.

 1. «Дополни слово». 

Ведущий называет часть слова (кни...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно. 

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: 

а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р 

3. Назвать слова, противоположные по значению. 

Тонкий – 

Низкий – 

Острый – 

Здоровый – 

Чистый – 

Победа – 

Громкий – 

и т.д. 

4. «Кто больше сочинит». 

Подбирают несколько предметных картинок. Ребенку предлагают найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок. 

Огурец – молодец. 

Заяц – палец. 

Очки – значки. 

Цветок – платок. . 

5. «Перевернутые слова». 

Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. 

Пример: МАИЗ – ЗИМА. 

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркивают. Пример: НЯНААВ – ВАННАЯ. 

ШИАМНА – ЛАБОСАК – СЫУБ – 

ТЕЕВР – ДАУМ – ЛОХДО – 

ФЕКРИ – ТРКО – ЛОРЬ – 

ЕЗЕЖОЛ – РМЕО – МЕТА – 

АКША – НАЛЕП – ВОРЬК – 

6. «Из слогов – слова». 

Из предварительно отобранных слов формируются несколько блоков слогов. Ребенку предлагают составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу. 

•Составьте три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (От¬вет: ра-ма, ко-мар, ди-ван.) 

•Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру,ка,ре. 

•Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из слогов: ро, ло, мо, до, ко, га. 

7. Соединить половинки слов. 

Это задание составляется следующим образом. Слова делят на две части: например – ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д. Затем первые половинки записывают вразнобой в левый столбик, а вторые – в правый. Ребенку предлагают соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова. 

САМО ЛЯР РОД PACT 

БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА 

ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА 

БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК 

КАП КОН ПО ОЧКА 

КОН НАЛ СОР БОР 

ВА КА ПАР ВОЗ 

КА ГОН ВОДО ФОР 

ГОН КАН СЕМА ТА 

 8. Составить слова по конструкции. Предлагают разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова. 

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям: 

_О_Ь М__ __ 

б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Пример: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д. 

· Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

· Сюжетно-ролевые игры — это возможность детей самостоятельно распределять роли, обогащать социальный опыт, общаться. Сюда же можно отнести после игровое влияние данной игры на ребенка: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшегося или неясного. Желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

· Подвижные игры. Во время игры мы стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми считалок, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

2. Речевое развитие в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития учащихся. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.

Например: Для заучивания роли используется приём «Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем жестом ладони «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от «воображаемой книги», по очереди как бы читают из неё те предложения, которые запомнили.

3. Речевое развитие детей в трудовой деятельности.

Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, мы разговариваем с ним: «Здесь мы посадим лучок…», «В цветнике мы высадили петунию, астры». С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки …), спецодежды (перчатки, фартуки и т.д.), словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т.д.). На тему труда за время работы подобран определенный речевой материал, который активно используется в педагогическом процессе: дидактические игры, стихи, пословицы и поговорки о труде, загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах. Обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов. В процессе трудовой деятельности, наблюдений за трудом взрослых, бесед можно формировать грамматический строй речи детей.

Игра «Кому без них не обойтись?» Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

4. Речевое развитие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

В ходе проведения экспериментальной деятельности задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни (грамматический строй речи). Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях педагог всегда ведет непрерывный разговор с детьми.

Благодаря экспериментированию дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

Пример: Упражнение, позволяющее тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи: Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь?) Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

5. Изобразительная деятельность как средство развития речи детей.

  Наряду с решением основных задач на занятиях изобразительной деятельности успешно осуществляется и развитие речи: усвоение цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Примеры: Дидактические игры “Что в руке”, “Подбери предмет”, “Найди такой же” перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование времени года. Для этого использую д. игру «Слово на ладошке»: – «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь. Так, во время обучения по лексической теме «Осень», на занятии по изодеятельности перед тем как рисовать дерево, дети «сложили» на ладошку «красивые слова об осенних листьях»: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные.

Составление рассказа. Кого ты нарисовал?; Как его зовут?; Какая у него мордочка, шерстка, лапки, глаза, нос, ушки?; Какой у него « характер»?;Чем он любит заниматься?; Чем, он тебе нравится?;

6. Развитие речи через ознакомление с природой.

Природа — богатейший источник для речевого развития ребёнка. В группе продлённого дня связь с природой осуществляется на прогулке. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать. Вместе с детьми, наблюдая за живой и неживой природой, учимся придумывать загадки, сочинять сказки. Например:

 Пёстрый цветочек                                

 Похож на бантик.

 Днём порхает 

 А ночью засыпает (бабочка).

Игра с мячом «Земля, воздух, вода». Воспитатель, бросив мяч ребенку, называет живое существо. Ребенок отвечает, в какой природной среде оно обитает. Например: «ворона» – «воздух», «карась» – «вода», «енот» – «земля».

7. Речевое развитие через использование художественной литературы в различных видах.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы.

Руководство детским чтением - это одно из самых ценных занятий в группе продленного дня. И чтобы решить многообразие задач по развитию речи и мышления на этих занятиях я включаю в план работы следующее:

  • чтение / сказки, былины/, работа со словарем
  • конкурс загадок, пословиц, поговорок
  • слушание аудиосказок
  • просмотр презентаций, видеофильмов
  • викторины по произведениям
  • конкурсы на лучшее исполнение стихотворений

Очень большую работу мы проводим в группе со сказкой. Сказки мы читаем, сочиняем, рассказываем. Работе с книгой мы в группах отводим очень много времени. У нас в каждой группе имеется своя библиотека. Далеко не все дети любят читать. Подбирая для них рассказы из самых разнообразных изданий, прививаем интерес, а затем и любовь к печатному слову. Привлекая детей к обсуждению прочитанного, приучаем их делиться собственными размышлениями.

8. Взаимодействие школы и семьи по вопросам речевого развития детей.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне».

Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» в ладошку маме. Затем наоборот. «Доскажи словечко». Родители начинают фразу, а ребёнок её заканчивает: – Ворона каркает, а воробей.

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок – яблочный, пирог из рыбы - рыбный, варенье из малины –малиновое и т. д. «Упрямые слова». В русском языке есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Необходимо задавать ребёнку вопросы и следить, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры.

«Игры с мячом». – Я называю слова и бросаю тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. И так, начинаем (жаба, стул, ежик, жук, книга).«Лягушка» – выделение гласного звука, из ряда гласных: (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

Развитие речи долгий и кропотливый труд учащихся, педагогов и родителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху.

Список литературы:

1. Балан Э.С., Иванов Н.Н. Роль инсценирования и драматизации в литературном образовании школьников // Ярославский педагогический вестник – 2009. – № 3 (60).

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.

3. Дмитриева В.Г. Игры для развития речи для малышей от 0 до 6 лет / В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 160 с.

4. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – 2-е изд., перераб. – М., 1998.

5. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Методика преподавания риторики в школе / Риторика: Методология и практика: Сборник программ / Отв. ред и сост. М.И. Панов и Л.Е. Тумина. – М., 2003.

6. Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

7. Новиковская О.А. 500 игр и упражнений для развития речи / О.А. Новиковская. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 320 с.

8. Теплякова О.Н. Игры для развития речи малышей / О.Н. Теплякова. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 304 с.

 

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

развернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ (ДИСГРАФИЧЕСКИЕ) ОШИБКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Дисграфия является частичным расстройством письма (трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства учащихся младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Возникновение таких ошибок у учащихся не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Выделяют следующие основные группы дисграфических ошибок:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов:

-пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);

-перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

-недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

-наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

-искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

-слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастные» (висит на стене), «у стала» (устала);

-неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная

 шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»

-замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги);

-нарушение смягчения согласных - «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

-аграмматизмы - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят).

-слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла), «подороге».

Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторной координации:

-увеличение или уменьшение количества сходных элементов                                         

-замена второго не сходного элемента

-замена сходных элементов букв по расположению в пространстве

-зеркальное письмо

Если Вы обнаружили в тетрадях детей подобные «нелепые» ошибки, учитывайте тот факт, что такие ошибки лучше всего поддаются исправлению тогда, когда ребенок учится в первом-втором классе и обращайтесь за помощью к учителю-дефектологу, не упуская время!

свернуть

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

развернуть

Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Использованные источники:

Логопедия: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова ; под ред. Л.С. Волковой. - Москва: Просвещение, 1989. - 528с.:ил.

свернуть

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

развернуть

Что же включает в себя основная речевая готовность детей к школе?

Речевая готовность дошкольника подразумевает:

* правильное произношение всех звуков родного языка;

* навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний;

* умение связно рассказывать и пересказывать.

К 7-ми годам ребенок должен владеть элементарными учебными навыками:

* производить звуковой анализ слова; *находить первый и последний звук в слове;

* называть по порядку все звуки в слове;

* делить слова на слоги;

* определять количество звуков и слогов в слове.

Помимо речевых проблем следует обратить внимание на умение детей общаться со сверстниками и взрослыми (коммуникативное взаимодействие).

Нарушение коммуникации - одна из значимых проблем будущего школьника. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Чтобы научить ребенка общаться, следует сформировать необходимые навыки:

* не перебивать говорящего;

* говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;

*использовать в речи слова вежливого общения.

Влияние речевой среды на развитие речи положительное, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи, и если взрослые, общающиеся с детьми, поощряют их активную речь. Общение является важнейшим условием развития нормальной речи. Не менее важно стимулирование речевой активности детей. У ребенка должен быть стимул для разговора.

Этим стимулом могут стать новые впечатления: экскурсии в театр, в музей, на природу, в зоопарк. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для разговоров. Постепенно у ребенка формируются представления об окружающем мире. Он ежедневно сталкивается с предметами и явлениями. Задает вопросы: «Что это? Как называется? Из чего сделано? Для чего это нужно?». Понятные и обстоятельные ответы взрослых способствуют обогащению словаря детей, помогают детям познать их свойства и качества.

Речевая готовность к школе - это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане. С этой целью полезно поводить игры и упражнения:

«Один - много» (образование множественного числа существительных) стол - столы, …

«Из чего сделано?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева - деревянный, варенье из слив - сливовое….

«Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….

«Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя - медвежий, у щуки - щучий…

«Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками…

«Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так как могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

развернуть

1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям с речевыми нарушениями.

2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

3. Закреплять на уроках поставленные учителем-дефектологом звуки.

4. Следить за правильным произношением звуков детей.

5. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение нарушений письменной речи.

7. Контролировать посещение детьми с нарушениями речи коррекционных занятий.

свернуть

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ «РИФМЫ ПОВТОРЯЕМ И РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ» НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

развернуть
поделиться в: