Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 5 г. Сморгони
Признаки одаренного ребенка.
Как понять, что у ребенка высокий IQ.
Одаренность следует за ребенком во взрослую жизнь, и каждый человек с одаренностью уникален. Общепринято, что IQ 130 и выше указывает на одаренность. Посмотрим на несколько общих черт и характеристик, которые выделяют одаренных детей.
Ненасытный - это слово отлично подходит при описании потребностей одаренного ребенка в обучении.
Умным детям нравится контролировать любую деятельность, которую они выполняют.
Помните: хотя ребенок может быть уверенным в себе и независимым, высоко мотивированным, он все равно нуждается в большом количестве поощрения и понимания со стороны родителей, учителей и сверстников.
Одаренность также может быть в некоторой степени наследственной. У родителей с высоким IQ, вероятнее всего, и ребенок будет умным.
Одаренные дети предпочитают работать в одиночку и могут легко потеряться в своих мыслях (которых всегда очень много).
Одаренные дети обладают развитыми когнитивными способностями и способны самостоятельно обучаться новым навыкам.
Одаренные дети видят мир по-другому. Одаренные дети, как правило, демонстрируют острое чувство справедливости и потребность в справедливости, рожденные из чувства сострадания к другим.
Если вы выяснили, что ваш ребенок талантлив и проявляет нестандартные способности, не упустите время, займитесь развитием его способностей как можно раньше.
свернутьКАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ?
Настрой детей на сдачу экзаменов во многом зависит от настроения и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте придерживаться нескольких рекомендаций:
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допустить ошибку.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть разнообразным и сбалансированным.
- Ознакомьте ребенка с известными Вам приемами повторения и подготовки к экзаменам.
- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРЕСС?
- Ребенку необходимо делиться с вами своими переживаниями;
- переключаться на занятия, приносящие удовлетворение;
- стараться высыпаться и правильно питаться;
- не прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка);
- переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела);
- не стесняться плакать;
- постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему);
- не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребёнком.
- поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах;
- освойте вместе с ребенком приемы саморегуляции (самовнушения, аутотренинга) с целью снятия напряжения;
- старайтесь сохранять в семье спокойную и психологически комфортную атмосферу.
ПРИЕМЫ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ:
ДОМАШНЯЯ ФИЗИОТЕРАПИЯ:
Утром - прохладный или контрастный душ.
ПРОСТЫЕ СПОСОБЫ СНЯТИЯ СТРЕССА:
ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие и оптимизм взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый (ая) любимый (ая), и что все у него (неё) в жизни получится!
Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки. Не критикуйте ребёнка после экзамена. Ведь экзамены - это школа жизни. Главный урок - не сдаваться, а в случае неудачи найти силы, чтобы встать и идти дальше.
ГОВОРИТЕ ЧАЩЕ ДЕТЯМ:
Ты у меня все сможешь!
Я уверен (а), ты справишься с экзаменами!
Я тобой горжусь!
Чтобы не случилось, ты для меня самый лучший!
ПОМНИТЕ: Самое главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить подходящие условия для занятий. Удачи Вам и Вашим детям!
свернуть
Памятка "Внимание, родители!"
Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том, чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.
Необходимо обращать внимание на резко изменившееся поведение ребенка, а именно если он:
В случае выявления фактов посягательства на половую неприкосновенность ребенка необходимо обратиться в органы внутренних дел. Не разглашение случившегося, замалчивание таких фактов взрослыми, ведет к безнаказанности преступника и дает ему возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних.
Как уберечь ребенка от сексуального насилия
Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.
Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать: «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать, об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.
Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
Буклеты «Профилактика половой неприкосновенности для несовершеннолетних» скачать
Что делать, если страшное уже произошло?
Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт.
Зачастую ребенок не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.
Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.
В сложившейся ситуации важно вывести ребенка на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».
Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.
Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.
Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.
Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.
Обязательно обратитесь за помощью в милицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за надругательство над вашим ребенком, кроме того, вы защитите от насилия других детей, а возможно, и сохраните им жизнь.
свернуть
свернуть
Уважаемые родители!
Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.
Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.
Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.
Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.
В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:
«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».
Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».
Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.
В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.
За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:
«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.
Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.
За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.
За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.
Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.
Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.
Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.
Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.
Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.
В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.
По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.
К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.
Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.
За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,
предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.
В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–
наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,
в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Уважаемые родители!
Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.
свернутьСегодня мы поговорим о проблеме алкоголизации семей, а так же трезвости, как норме для процесса успешного воспитания подрастающего ребёнка.
А ведь пьяницами не рождаются. Откуда же они берутся?
Мне не раз приходилось наблюдать такую картину: во время различных застолий со спиртными напитками дети устраивали свои «застолья» и, копируя взрослых, «понарошку» наливали себе вино, чокались стаканчиками и пили. Через некоторое время кто-то из детей шёл, пошатываясь, имитируя походку пьяных. Взрослые, наблюдавшие эту сцену, смеялись.
А так ли это смешно и безобидно?
Можно со всей очевидностью сказать, что этот пример неправильного, даже преступного поведения родителей, поведения, которое может пагубно отразиться на будущем детей.
Общеизвестен тот факт, что дети до 6 лет полностью копируют взрослых и впитывают как губка все, что происходит в семье. Для ребёнка именно семья является авторитетом. И когда в семье приём спиртных напитков от детей не скрывается, а в их присутствии произносятся фразы такие, как: «я так устал, хочу выпить, расслабиться», либо «давай позовем друзей, попьём пиво» и т.д., то у ребенка формируется мнение, что алкоголь в самом деле незаменимая в жизни вещь. Спустя несколько лет мы получаем взрослого юношу или девушку, у которых сформировано мнение о положительном действии спиртного.
Но следует задуматься вот о чём! ...Разве не в алкогольном угаре совершается 90 процентов всех преступлений? Именно выпившие люди начинают выяснять отношения по пустяковому поводу с помощью кулаков и ругани. Именно алкоголь зачастую становится причиной измен, пьяного бреда ревности, часто приводит к насилию в семье. Алкоголь разрушает нравственный и духовный мир человека. Он причина практически всех бед в жизни человека.
А теперь давайте разберёмся в значении для семейной жизни трезвости.
Таким образом, трезвость невольно является неотделимым спутником и необходимым условием успешной работы, так как увеличивает, улучшает и удорожает всякий труд. Трезвенник гораздо больше заботится о своем деле, чем любой пьяница. Трезвость застраховывает человека от безделья, штрафов, прогулов и похмельных дней. Реже с ним - увечья, реже он и болеет. Трезвенник не тратит трудовых денег на покупку алкогольных напитков, поэтому и не знает убытков, связанных с их потреблением... Можно видеть, как у трезвого человека копейка рубли бережет.
Ребёнок в алкогольной семье волей-неволей оказывается втянутым в решение семейных проблем и вместе со взрослыми несёт груз ответственности за то, что происходит дома. Всё это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения.
Поэтому, уважаемые родители, посмотрите ещё раз на своих детей внимательно, проанализируйте своё поведение и сделайте всё, чтобы у них было трезвое здоровое будущее!
свернутьДетская ложь
С ложью детей когда-нибудь сталкиваются все родители. Для ребенка это один из способов приспособления к жизни в обществе, хотя и неодобряемый. Но причины того, что ребенок говорит неправду, могут быть самыми разными.
В детской лжи во многом виноваты... взрослые!
Иногда ложью называют детское фантазирование. Эта склонность определяется некоторыми личностными особенностями ребенка (незрелостью, инфантильностью, некритичностью).
Неблагополучие в эмоциональной жизни, отсутствие доверия к окружающему миру, негативное самоощущение, разлад отношений с родителями, учителями, сверстниками... Все это может толкать ребенка к построению в фантазиях более привлекательного мира, который становится заменой действительности.
Ложь часто возникает тогда, когда ребенку предъявляют непосильные для него требования. Или он постоянно находится под страхом наказания. Если ребенок лишен полноценного общения с вами, вы для него недосягаемы, ему приходится привлекать к себе ваше внимание любыми способами.
Чтобы изменить ситуацию, надо укрепить и улучшить взаимоотношения с ребенком. Не срывайте на нем свою усталость и нетерпение. Ребенок, замученный постоянными нравоучением и криком, начинает лгать, чтобы приукрасить себя и свое поведение. То есть ложь становится для него особым защитным механизмом.
Чаще всего это происходит, когда ребенку приходится спрашивать вашего разрешения на что-то, и при этом он думает (или уверен), что вы скажете «нет».
Например, дочь собирается пойти вечером по магазинам с подругой, которая не раз была замечена в мелких кражах. Заранее зная ответ, она спрашивает «Можно, я пойду вечером к Маше, мы вместе будем готовить реферат по истории?» Много в такой ситуации зависит от сложившегося у вас стиля отношении. Если ваши отношения с дочерью построены так, что вы постоянно разрешаете или запрещаете ей то или иное поведение, то, скорее всего, вы дадите согласие на «желаемое» действие. И она отправится по магазинам, чувствуя, что ловко одурачила своего диктатора.
Но возможно, вам несвойствен разрешающе-запрещающий стиль отношений. Тогда вы скажете примерно следующее: «Я рада, что ты сказала мне об этом. Теперь я буду знать, что тебе надо оставить ужин». Или: «Я не занимаюсь тем, чтобы что-то разрешать тебе, но спасибо за то, что ты сказала мне, где будешь».
В таком случае родитель не выискивает ложь ребенка, а оставляет его наедине с его ложью. Теперь дочь отправится по своим делам, зная, что ей вовсе не обязательно лгать вам. Для нее это менее приятно, так как ничто не оправдывает ее ложь, но в то же время предоставляет ей больше возможностей быть откровенной и сказать прямо о своих планах.
У вас также больше возможностей, чтобы выразить озабоченность, интерес и доверие, поскольку вы отказались от того, чтобы налагать запреты и давать разрешения. «Меня это тревожит, потому что я беспокоюсь, что твоя приятельница украдет что-нибудь снова и, возможно, вовлечет вас обеих в беду. И, тем не менее, я знаю, что бы ни случилось, ты сама сделаешь так, как для тебя будет лучше».
Тактика поведения взрослых
И все же, даже если вы научились передавать ребенку ответственность за события его собственной жизни, вы не раз еще можете столкнуться с его ложью по самым разным поводам. Если это так, откровенно ответьте себе:
- не провоцируете ли вы ложь, задавая ребенку определенные вопросы?
- не подкрепляете ли вы ее, концентрируя отрицательное внимание на вашем ребенке, когда он лжет?
Начните с решения не задавать ребенку каких бы то ни было вопросов в течение недели. Особенно остерегайтесь задавать вопросы, с помощью которых вы проверяете, будет ли ребенок говорить вам неправду о чем-то, что вы и так уже знаете.
Например, из школы звонили и спрашивали, почему Саша не пришел сегодня в школу. Спросить у Саши: «Ну, как сегодня в школе?» - все равно, что специально добиваться от него лжи. Эффективнее будет такое высказывание: «Сегодня звонили из школы узнать, почему ты не был на занятиях. Я очень не люблю, когда звонят по таким поводам, и была бы очень признательна, если бы меня избавили от такого рода телефонных разговоров».
Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, резко сократится. С отдельными случаями вы еще можете столкнуться, пока ребенок окончательно не понял, что вы уже перестали бороться с его ложью.
Если ребенок, тем не менее, продолжает обманывать вас, убедитесь, что, услышав неправду, вы не концентрируете отрицательное внимание на нем, но ведете себя как-то иначе. Любая ваша реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать.
Лучше прибегнуть к одному из следующих способов:
Попробуйте перестать задавать вопросы и реагировать на ребенка отрицательным вниманием. Возможно, он не превратится тут же в правдолюба. Но, в любом случае, вы будете испытывать меньше неприятных эмоций в общении с ним. Конечно, когда ложь прекратится, вы, возможно, поймете: беспокоила вас не столько ложь сама по себе, сколько то, о чем вам говорили неправду. Если ребенок лжет, что ходит в школу или что он не брал из дома деньги, а потом лгать перестанет, это, естественно, не решит проблему. Вы хотите, чтобы прекратились прогулы или воровство. В этом случае все же поздравьте себя с тем, что покончили с ложью. А уж потом начинайте работать непосредственно с другой, более глубокой проблемой.
Что надо знать родителям детей, которые лгут?
Прежде всего, то, что ложь - это абсолютное нормальное явление для детей. Более того, детская ложь является признаком того, что у ребенка нормально развиваются речь и воображение.
Вообще, вымыслы детей - это еще не ложь в полном смысле этого слова. Дети редко используют ложь в корыстных целях.
Как правило, причиной того, что дети говорят неправду, являются запреты со стороны родителей. Взрослые вынуждены ограничивать свободу детей, вводить ограничения, и для того, чтобы обойти их, дети начинают хитрить.
Поэтому основная рекомендация родителям может заключаться в том, что им следует предъявлять ребенку только разумные, тактичные, справедливые требования. Надо уважать своих детей, считаться с их интересами, идти на уступки, устанавливать компромиссы. Если мы хотим научить ребенка слушать нас и уважать наши требования, то должны первыми показать ему пример уважения к делам другого человека.
Кроме того, ребенок может использовать ложь в психотерапевтических целях, что иногда делают и взрослые. Например, 3-летний Дима по дороге из детского сада с гордостью заявил маме, что сегодня воспитательница поругала его за неаккуратную аппликацию, а он ей показал язык, и все дети над ней смеялись.
Надо ли говорить, что на самом деле дети смеялись над ним, а не над ней, и язык он никому не показывал. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую «версию» события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.
Иногда родители сами вынуждают ребенка врать, предъявляя ему непосильные, слишком завышенные требования. Детям хочется оправдать ожидания и надежды взрослых, и они выдумывают истории о собственных успехах. Мамам и папам надо знать, что хвастливый «лгунишка» - это недохваленный ребенок. Переступите через свою суровость и найдите повод почаще восхищаться малышом, демонстрируя ему свою любовь.
С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами - не образец правдивости.
В каких случаях родителям надо задуматься и предпринять меры для предотвращения детской лжи?
Если ребенок врет без причины, фантазирует, слишком мечтателем, но при этом не делает никаких реальных действий и не прилагает усилий для того, чтобы воплотить свои мечты в жизнь. Из таких юных «сочинителей» вполне могут вырасти взрослые бездельники с большими претензиями. Поэтому поддерживать у ребенка баланс между вымыслом и реальностью все-таки нужно, и если фантазии заменяют ему все виды активности, необходимо возвращать его «на землю» и прививать вкус к настоящему делу.
свернутьПочему дети ведут себя «плохо»?
Порой «милые ангелы» все делают будто назло – портят вещи, делают исключительно то, что их просят не делать, мешают общаться с другими, на любую просьбу отвечают отказом…
Родителей в «плохом» поведении детей больше всего сбивает с толку неспособность понять причину и переломить ситуацию. Поэтому взрослые часто реагируют импульсивно, о чем позже жалеют, ведь кратковременный успех позже оказывается проигрышем, ведь подрывает доверие. Ребенка можно силой заставить, но достучаться до него так не получится.
Почему же дети ведут себя плохо? И как эффективно менять их поведение, не разрушая доверия к себе?
Кэтрин Кволс – американский психолог, написавшая известную книгу «Радость воспитания или как воспитывать детей без наказания». Она посвящена системе австро-американского психиатра, психолога и педагога, Рудольфа Дрейкурса. Он был учеником Альфреда Адлера и разработал прикладную систему воспитания детей на основе адлеровской теории индивидуальной психологии.
Кэтрин Кволс годами успешно практиковала систему Рудольфа Дрейкурса, обучая по ней сотни родителей в малых группах. Позже она написала книгу, чтобы иметь возможность повлиять на тысячи семей по всему миру.
Главное преимущество этой системы в изложении Кэтрин Кволс – в ее чрезвычайной практичности. Авторка рассказывает о четырех целях, которыми руководятся в своем плохом поведении дети. Каждую цель можно изменить (переориентировать), используя действенные техники, влияющие на поведение, но не задевающие достоинство детей.
«Почему они так себя ведут?!» – выкрикивают иногда в отчаянии родители. Кэтрин Кволс дает исчерпывающий ответ. Любой факт «плохого» – разрушительного, непонятного, навязчивого, неприемлемого поведения ребенка является попыткой достичь одной из четырех целей.
4 цели плохого поведения:
Ребенок плохо себя ведет? Для начала нужно определить, почему. При этом можно оценивать не только малыша, но и себя, ведь каждый и четырех типов плохого поведения вызывает у родителей определенные чувства.
Ошибочные цели и эмоции родителей
Ошибочная цель |
Что ребенок пытается сказать |
Чувства взрослого |
Привлечь внимание |
Быть любимым, значит пользоваться вниманием. Со мною будут считаться лишь тогда, когда заметят или попросят что-то сделать. |
Раздражение |
Повлиять – победить |
Со мною будут считаться лишь тогда, когда я смогу на кого-то влиять. Вы сделаете, как я хочу. Вы не сможете мною пренебрегать. |
Возмущение, потребность применить власть, заставить сделать по-своему |
Отомстить |
Пусть они меня не любят и я беспомощен, но они будут со мной считаться, когда отомщу |
Обида, злость, «как она/он могли так со мной поступить?!» |
Избежать действовать |
Я ничего не способен сделать как следует, даже пытаться не буду. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. |
Отчаяние, растерянность, жалость |
Определив цель плохого поведения, его можно менять. Это действие Кэтрин Кволс назвала переориентацией – изменением способа удовлетворить свои нужды.
Вместо того, чтобы влиять непосредственно на поведение, Кволс предлагает опосредовано влиять на его цели.
Прежде всего родители должны определить собственную цель, чтобы руководиться ею, а не эмоциями, которые вызывает поведение ребенка.
Таблиця целей переориентации поведения
Ошибочная цель |
Что ребенок пытается сказать |
Чему должны научить родители |
Привлечь внимание |
Быть любимым, значит пользоваться вниманием. Со мною будут считаться лишь тогда, когда заметят или попросят что-то сделать. |
Привлекать внимание приемлемыми способами |
Повлиять – победить |
Со мною будут считаться лишь тогда, когда я смогу на кого-то влиять. Вы сделаете, как я хочу. Вы не сможете мною пренебрегать. |
Добиваться желаемого так, чтобы все стороны конфликта остались в выигрыше |
Отомстить |
Пусть они меня не любят и я беспомощен, но они будут со мной считаться, когда отомщу |
Достойно сдерживать обиду, не вымещая зло на других |
Избежать действовать |
Я ничего не способен сделать как следует, даже пытаться не буду. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. |
Доводить дело до конца, преодолевать трудности, понимать свои истинные возможности |
Согласно Дрейкурсу и Кволс, родители должны сделать все возможное, чтобы помочь ребенку сохранить чувство собственного достоинства. Любые действия и техники должны работать на эту цель.
Все стратегии переориентации поведения состоят из четких конкретных шагов, которые нужно последовательно делать раз за разом, пока новое поведение ребенка не закрепится.
Переориентация поведения – это частный случай развития эмоционального интеллекта, поскольку учит детей управлять своими эмоциями, а не идти у них на поводу. Система развивает эмоциональный интеллект даже у взрослых людей, ведь становиться в паре «родитель-ребенок» взрослым – значит перейти на качественно новый уровень самосознания.
Развитие эмоционального интеллекта – одно из направлений деятельности издательства «Каламар». Важный критерий выбора книг в наш издательский портфель – способствует ли каждая из них развитию эмоциональной сферы.
Ребенок сможет управлять собственным поведением, когда будет понимать свои эмоции – узнает их названия, научится отслеживать их в себе и других людях. Этому дети непроизвольно учатся с помощью чудесной серии о Монстрике, которую создала испанская арт-терапевтка Анна Льенас.
Понять настоящий мотив, стоящий за словами и поступками ребенка очень важно, но это только полдела. Вторая половина – помочь ребенку справиться с эмоциями и сохранить достоинство, научиться достигать своих целей приемлемым способом. Кэтрин Кволс назвала это переориентацией поведения.
Система может в корне изменить поведение детей, и выглядит это почти как чудо. Для успеха нужно желание помочь и четкое понимание, что делать.
Хрестоматийная ситуация: отец разговаривает с соседом или мама с подругой, а ребенок раз за разом пытается что-то показать или спросить. Взрослые испытывают раздражение, а любые нотации и попытки уговорить ситуацию не улучшают.
3 шага переориентации:
Это работает! Но потребуется терпение, пробуйте снова и снова. Старших детей можно научить вместо надоедливого поведения говорить: «Мне не хватает твоего внимания».
Если поведение ребенка не удается изменить с помощью этой техники, значит вы ошиблись с определением ошибочной цели его поведения. Вполне возможно, что ребенок пытается не привлечь внимание, а повлиять на вас.
Способ 1. Помогите ребенку проявить себя в сложившейся ситуации наилучшим образом.
Пример:
Ребенок в супермаркете выбрасывает продукты из тележки, сбрасывает с полок. Мама, желая вернуть себе контроль над ситуацией, может накричать, даже ударить, и это может в данной конкретной ситуации помочь, но подорвет доверие.
Мама может понять, что ребенок устал, ему скучно, он вынужденно находится там, где нужно ей, а не ему. Выход – помочь малышу проявить себя в этой ситуации. Взрослый может предложить ребенку выбирать продукты (мы купим эту гречку или эту?), складывать их в тележку или выкладывать на ленту на кассе.
Способ 2. Позвольте выбирать
Эффективность влияния на ребенка существенно снижается, когда мы приказываем: «Прекрати это!» «Давай быстрее!» «Почисть зубы!» «Покорми собаку!» «Уйди отсюда!» Возникает конфликт, на одной стороне которого замкнувшийся в себе ребенок, ищущий возможность бросить вызов родителям, а на другой – взрослый, которого злит непослушание.
Влияние на ребенка вызовет меньше сопротивления, если предоставлять ему выбор. «Ты оденешься тут или в машине?» «Почистишь зубы до или после того, как я тебе почитаю?» «Покормишь собаку или вынесешь мусор?»
Поменяйте «Время ложиться спать» на «Какую сказку тебе рассказать перед сном, про котика или паровозик?»
Как предоставлять выбор правильно:
Способ 3. Предупреждайте заранее
Представьте себя на вечеринке, где много интересных людей, вы увлеченно обсуждаете интересную тему с прекрасным собеседником, но тут к вам подходит муж, берет за руку и говорит: «Одевайся, мы едем домой». Что вы почувствуете? А если он скажет: «Мне бы хотелось поехать домой через 15 минут»?
Предупреждайте ребенка о своих планах заранее, чтобы дать ему возможность настроиться и, возможно, не придется преодолевать сопротивление.
Способ 4. Дайте ребенку ощутить свою значимость для вас
Одна мама переживала о ссоре с коллегой. На вопрос сына, почему она расстроена, та рассказала и попросила совета. Сын предложил подарить валентинку, поскольку накануне был День святого Валентина. Мама растерялась, представив, как глупо будет выглядеть, но все-таки ответила: «Почему бы и нет». Вдвоем с сыном они нашли открытку и на следующий день женщина подошла к сотруднице и сказала, что ей было очень не по себе из-за случившегося между ними вчера, и сын предложил подарить вот это любовное послание. Коллега вдруг расплакалась, эта женщина заплакала тоже и конфликт исчерпался. Вечером она поблагодарила сына за помощь. Он очень собою гордился!
Дочь-подростка, которая разбирается в стиле, можно попросить помочь в выборе гардероба себе или кому-то. Сыну, у которого вдруг ухудшилась успеваемость, можно поручить выполнять незначительную, но ответственную работу, например, составлять платежную ведомость для подчиненных собственного бизнеса. Творческий подход подскажет, как помочь ребенку проявить себя.
Способ 5. Пользуйтесь условными знаками
Придумайте общий сигнал, который поможет незаметно для окружающих избегать тех или иных форм нежелательного поведения.
Как-то мама с дочкой заметили, что в последнее время стали часто сердиться друг на друга и ссориться. Они договорились тянуть себя за мочку уха, когда злость уже готова выплеснуться наружу.
Другой пример – маленький сын признался маме, что чувствует себя невидимым, когда она слишком много внимания уделяет своему новому другу. Они договорились, что когда он так будет себя чувствовать в следующий раз, то скажет «мама-невидимка». Сыну пришлось использовать этот способ только несколько раз, чтобы убедиться, что о нем помнят, а потом эти переживания исчезли.
Способ 6. Договаривайтесь на берегу
Когда ребенок в магазине начинает требовать что-то купить, это может злить. Договаривайтесь заранее, какую сумму вы потратите на него, а еще лучше дать ему эти деньги в руки.
Всегда держите слово, иначе ребенок перестанет доверять. Одной маме пришлось брать дочь с собой на работу. Впервые туда придя, девочка стала проситься домой уже у дверей офиса. Мама пообещала, что они только на 15 минут. Дочь успокоилась, а в офисе увлеклась вырезанием, так что мама осталась дольше, чем планировала. Когда нужно было пойти на работу с дочерью в следующий раз, та отказывалась очень решительно. Мама осознала причину сопротивления ребенка и пообещала в дальнейшем быть на работе ровно столько, сколько они договорятся. Постепенно ребенок стал ходить на работу с большим желанием.
Способ 7. Узаконьте поведение, которое вы не можете изменить
Дети рисуют на стенах? Оклейте часть стены листами и позвольте делать что угодно в этом ограниченном пространстве.
На уроках одной учительницы дети постоянно запускали бумажные самолетики. Она решила выучить с ними законы аэродинамики и исследовать, почему самолетики держатся в воздухе. Постепенно интерес к этому занятию сошел на нет.
Способ 8. Создавайте ситуации, в которых выиграете и вы, и ребенок
Принято думать, что в конфликте всегда выигрывает одна сторона или вовсе никто. Но с ребенком часто можно договориться таким образом, чтобы выиграли оба.
Хотите, чтобы ребенок был «опрятно» одет на важной для вас встрече, а ему нужно выглядеть «круто» на событии сразу после вашего? Обсудите, как поступить и позвольте ребенку предложить вариант с переодеванием, который устроит всех.
Способ 9. Научите вежливо отказывать (говорить «нет»)
Если ребенку не дать права отказывать прямо, он будет делать это опосредованно – плохой успеваемостью, вызывающим поведением, «забывчивостью», избеганием от своих обязанностей.
Договоритесь, что в вашей семье у каждого есть право сказать «нет», при условии уважительного отношения ко всем. Однако, если просящий приведет важные аргументы, сказавший «нет» охотно пойдет на встречу. Например, вы просите ребенка убраться в квартире, но он отвечает «нет, сегодня не хочется». Если вы аргументируете, что это важно сделать именно сегодня, ведь вечером к вам придут гости, есть большая вероятность, что ребенок захочет помочь. Конечно, в менее важных ситуациях стоит принять отказ и не настаивать.
Показывайте пример, не соглашаясь на все просьбы ребенка, отказывайте спокойно и прямо, не прячась за отговорками. Со временем вы заметите схожую стратегию у детей.
Способ 10. Уходите от конфликта!
Родители, силой «умеряющие пыл» и заставляющие слушаться должны быть готовы к тому, что дети непременно бросят им вызов. Кэтрин Кволс предлагает взрослым ровно противоположное – остудиться самим.
Родителям может казаться, что они упустят что-то важное, если в конфликтной ситуации последнее слово останется не за ними. На самом деле они ничего не теряют, избегая конфликта, даже наоборот. Ребенка можно заставить вести себя определенным образом, но он найдет возможность отыграться. Даже если он не пойдет на открытую конфронтацию, то станет плохо учиться или избегать домашних обязанностей.
В конфликте всегда двое участников и самое выгодное для родителей – отказаться в нем участвовать. Сказанные сгоряча слова будут очень долго стираться из детской памяти.
Несколько советов, как контролировать свою злость:
Способ 11. Сделайте что-то неожиданное
Ребенок ожидает привычной реакции на свое поведение. Неожиданный поступок сделает ошибочную цель поведения бессмысленной и неуместной. Родителям свойственно брать слишком близко к сердцу детские страхи. Так они формируют убеждение, что кто-то непременно вмешается, чтобы успокоить и развеять страх. Тогда эмоция парализует, испуг заставляет опустить руки, делает неспособным решить свои проблемы.
Задание родителей – помочь ребенку преодолеть страх, а не смягчить его восприятие. Можно изменить привычный шаблон, если спокойно, не отрываясь от собственных дел, предложить ребенку выйти из комнаты и подружиться с его монстром.
Один отец не мог убедить детей не хлопать в доме дверьми и как-то снял в доме их все на три дня. Дети все поняли без слов, и когда вскоре к ним в гости пришли друзья, их предупреждали: осторожно, у нас дверьми не хлопают.
Удивительно, что мы, взрослые, раз за разом используем те же методы, которые не срабатывают. Иногда навсегда изменить ситуацию можно, всего лишь изменив подход.
Способ 12. Сделайте привычное дело веселым и комичным
Многие родители подходят к воспитанию слишком серьезно – сами не получают удовольствия от процесса и вызывают у детей в лучшем случае скуку. Но ведь взаимодействие с детьми, причастность к детству могут и должны быть веселыми и интересными!
Вместо серьезных нотаций, пропойте ребенку слово «нет» или поговорите с ним мультяшным голосом, когда нужно отказать.
Кэтрин Кволс привела пример, как ее сыну не давалась таблица умножения. Она начала писать примеры на отцовской пене для бритья, размазанной по кухонному противню. Ребенок, которому несколько минут назад было все равно, сколько будет 9 x 7, вдруг включился в процесс с таким энтузиазмом, будто оказался в магазине игрушек. А сколько детей, не любящих мыться, удалось выкупать с удовольствием благодаря игре водяными пистолетами в ванной!
Между скукой и интересом есть щепотка творческого подхода.
Способ 13. Замедлитесь!
Не спешите, стараясь как можно быстрее преодолеть «проблему» в поведении ребенка. Чем больше вы торопитесь, тем больше давите на ребенка и тем он менее податлив. Детство слишком короткое для необдуманных слов и поступков.
В отчаянии ребенок может навредить себе и другим. Ненависть мстящего ребенка порождена глубоким внутренним переживанием. Именно взрослые должны первыми что-то сделать с собственной обидой и желанием отыграться. Это сложно, ведь родители чувствуют себя вправе «преподать урок», поступить с ребенком так же, как это сделал он.
Тут важно ответить только на один вопрос: вы желаете мира или войны?
Выбирая мир, вспомните 5 качеств, которые вы любите в своем ребенке. Это непросто в момент злости, но необходимо, ведь может изменить отношение. Если поведение ребенка руководствуется целью отомстить, избегайте наказаний и, как бы это ни было сложно, ответных обвинений. В этом случае годится только метод естественных последствий.
Сделайте что-то, чтобы восстановить добрые отношения. Это вряд ли получится в момент обострения конфликта из-за сильной взаимной обиды. Иногда нужно подождать несколько часов, иногда потребуются дни. Это время можно потратить на размышления над положительными качествами ребенка. Возможность наладить отношения найдется обязательно.
Уклонение – это демонстративная неполноценность. Дети начинают подчеркивать свои слабости, неспособность сделать даже вполне посильные вещи. «Я бездарен», «У меня ничего не получается», – транслируют они своими словами и поступками.
Первое, что необходимо сделать – перестать жалеть детей, ведь так мы даем понять, что теряем веру в их силы, а еще подкрепляем жалость к себе, которая высасывает из ребенка последнюю энергию. Одна из гипотез возникновения депрессии – развитие из бессилия, рожденного ошибочной целью уклонение.
Избавляйтесь от ожиданий: не концентрируйтесь на том, на что ребенок потенциально способен, лишь на том, что он уже сделал. Если вы понимаете, что на просьбу что-то сделать ребенок наверняка ответит «я не могу», лучше не просите вообще.
Цель ребенка, преследующего эту ошибочную цель – убедить взрослых в собственной беспомощности. Задача взрослых, желающих ее переориентировать – моделировать ситуации, в которых ребенку желаемое не удастся. Искренне сочувствуйте, но не вовлекайтесь в сопереживание до такой степени, чтобы делать вместо ребенка.
Измените «Кажется для тебя это слишком сложно, давай я помогу» на «Кажется у тебя возникли некоторые трудности?», «Ты все-таки можешь попробовать это сделать». Не уговаривайте что-то сделать, но создавайте ситуации, в которых успех неизбежен. Ободряйте с максимальной искренностью, ведь такие дети очень подозрительны к поощрениям и могут не поверить.
Дробите сложные дела на мелкие действия и просите ребенка выполнять каждую из них последовательно. Усложняйте задания очень постепенно.
свернутьВзаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Совместно с родителями, педагогический коллектив школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Традиционной функцией остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в его педагогических советах, профессиональной поддержке. Педагог должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций, духовных интересов.
От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном оно будет сказано, часто зависит результат. Вовремя и правильно найденное слово, желание помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет гораздо больше сближают учителя с семьёй и укрепляют его авторитет.
На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснять причины, заинтересованно обсуждать пути преодоления негативных явлений, намечать конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и коррекционной школы.
Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичности, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе он показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые. Общность интересов – залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве.
Важной частью практической деятельности классного руководителя является изучение условий жизни детей и воспитания на месте, согласование и координация с родителями совместных мер. Выясняются не столько бытовые условия, сколько организация семейного воспитания. Опытному наставнику многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.
По своей должности педагог тесно сотрудничает с семьей и дает профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников. Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. В семье нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать. К примеру, семья может освободить девочку от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной. Педагог обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета эмоционального состояния, анализа мотивов каждого поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Работа должна строиться не от случая к случаю, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
-педагогическому такту и этике взаимоотношений;
-педагогическому просвещению родителей;
-умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
-единству требований школы и семьи.
свернутьНикогда
Этот период надо пережить
Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия, гибкость и маневренность.
Не сюсюкайте с подростком, не приставайте нему с излишними расспросами. Будьте терпеливы и тактичны. Ваш ребенок сейчас очень раним, берегите его. Нацеливайтесь на будущее, вместе двигайтесь вперед и помните, что этот период пройдет. Надо только набраться терпения и подождать. И все будет хорошо!
Подростковый кризис – гора, на которую взбирался каждый взрослый, и пропасть, в которую может попасть каждый подросток. Давайте искать мостик, может, и не очень прочный, но который со временем можно укрепить.
Как помочь ребенку принять себя как личность?
Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка.
Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем.
В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься».
Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности.
свернуть
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок смог спокойно готовиться и пройти через экзамен без панических атак, ваша задача — дать ему возможность расслабиться, и дать РЕКОМЕНДАЦИИ:
Большую часть в наших отношениях составляет общение. Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего общения с ребенком. Поддерживать ребенка – значит верить в него. В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребенку как к личности. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов. Самое главное в отношениях с ребенком – это искренность. В помощь родителям предлагается несколько способов эффективного общения с подростком. Применение их в повседневной жизни поможет сохранить доверие и понимание между родителями и их детьми:
Уважаемые родители, нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому. Если даже Ваши сын или дочь выросли, они – ваши дети. Их ошибки – это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни. Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.
Вы обязаны знать:
С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
Кто его лучший друг или подруга.
Чем увлекается, какие у него интересы (чем увлекается ребенок в интернете в какие компьютерные игры он играет).
Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:
Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
Вам лжёт.
Требует у вас деньги.
Становится зависимым от алкоголя, наркотиков, курения.
Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.
свернутьСамооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.
Как повысить самооценку подростку
Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены подростковой депрессии. Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.
Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.
Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.
Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща агрессия, грубость, высокий уровень тревожности.
Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивание, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.
Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.
Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.
Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:
- научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;
- объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;
- научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;
- подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;
- научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;
- в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;
- для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;
- обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;
- всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;
- поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше, получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;
- иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;
- научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.
Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.
Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.
свернуть