Инновационный проект 2021-2023 гг

В 2021- 2023 годах в учреждении реализован инновационный проект «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования на 2021-2023 гг.»

Результаты реализации

развернуть

Результаты реализации инновационного проекта

«Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования на 2021-2023 гг.»

 

В Государственном учреждении образования «Средняя школа №5 г. Сморгони» (далее – средняя школа №5 г.Сморгони) на начальном этапе организации инновационной деятельности были созданы необходимые организационные, информационно-методических, материально-технических, мотивационные условия, которые позволили обеспечить эффективность апробации модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждении образования.

Основная идея инновационного проекта заключалась в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания учащихся, что позволило успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволило выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Научная новизна исследования заключалась в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях.

Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществлялось благодаря имеющейся локальной вычислительной сети учреждения, услуге сети передачи данных по широкополосному доступу в сеть Интернет по технологии ADSL. Мероприятия рамках инновационного проекта организовывались посредством информационного сопровождения в рамках родительских собраний, индивидуального консультирования всех участников образовательного процесса, используя возможности школьного сайта, платформы «Zoom», групп в мессенджере «Viber», сетевого сообщества «ВКонтакте».

Полученные в ходе мероприятий социально-педагогического центра знания и практический опыт позволили разработать и провести педагогами-психологами в учреждении образования ряд мероприятий в рамках деятельности по инновационному проекту.

 

Вот некоторые из них:

занятие с элементами тренинга с учащимися V классов «Как правильно дружить». В ходе данного занятия решались такие задачи как:  знакомство учащихся с кодексом дружбы. Оказание помощи детям в осознании качеств личности, имеющих первостепенное значение во взаимоотношениях и общении. Предоставление учащимся рекомендаций для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений в коллективе. Способствование формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе, преодолению барьеров в общении. Совершенствование навыков общения и повышения самооценки учащихся;

занятие с элементами тренинга «Формула добра» с учащимися VI классов. В ходе занятия решались такие задачи, как: расширение кругозора, связанного с понятием добра, формирование толерантного отношения к окружающему миру, доброжелательных отношений в классном коллективе, совершенствование навыка обдумывания и оценки своих поступков, самих себя;

игровое занятие для учащихся начальной школы «Доброе слово – что ясный день. Добрые дела живут века!», в ходе которого решались задачи: воспитание культуры речевого общения; развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; учить задумываться над сказанным словом;

тренинг для педагогов «Вы все сможете», в ходе которого решались следующие задачи: предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива; развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности; оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций; снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться; способствование отреагированию педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх);

психолого-педагогический семинар с элементами тренинга «Как избежать беды», целью которого являлось: расширение знаний педагогов о причинах, признаках и характере подросткового суицида, о факторах риска, о различных аспектах суицидального поведения, обучение способам распознавания признаков опасного поведения, способам оказания помощи и поддержки подростку;

психологическая игра для родителей «Мудрость ангелов», в ходе которой были решены задачи: оказание помощи родителям в определении положительных и отрицательных качеств характера своего ребенка; обучение родителей понимать и принимать особенности характера своего ребенка;

тренинг для родителей«Тропинка родительской любви», в ходе которого решались следующие задачи:Психологическое просвещениеродителей o механизмах семейных систем, овлияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье; обучение с целью построения взаимоотношений c детьми, формирования различных навыков межличностного общения.

Педагогами-психологами материалы по результатам инновационной деятельности опубликованы в средства массовой информации.

«Псіхалагічнытрэнінг па выпрацоўцынавыкаўсамакантролю ў падлеткаў»

«Псіхалагічнытрэнінг для падлеткаў “Камплімент”»

«Профориентационный тренинг «Осознанный выбор»

«Псіхалагічная гульня-трэнінг “Бязлюднывостраў”»

«Психологический тренинг «Ресурс» для подростков с деструктивным поведением»

«Мой сямейнысцэнарый. Псіхалагічнытрэнінг для падлеткаў (хлопцаў)»

 

 

свернуть

Тренинг для педагогов «Вы все сможете»

развернуть

Тренинг для педагогов «Вы все сможете»

 

Цель: профилактика профессионального «выгорания» педагогов.

Задачи: предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;

развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности;

         оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций;

снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.

Способствование отреагированию педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх).

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).

Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека.

Ход тренинга:

  1. 1. Упражнение – приветствие «Добрый день».
  2. Знакомство(имя, настроение, где работаем, можно коротко о себе, что хотите).  

3. Игра «Ветер дует на того, кто…»

- родился осенью,

- у кого карие глаза,

- кто вкусно пообедал,

- кто родился летом,

- кто любит кошек,

- кто родился весной,

- кто родился зимой.

- кто любит сладкое,

- кто проснулся с хорошим настроением,

- кто любит комнатные цветы,

- кто сегодня с радостью шел на работу,

- кто ждет отпуска.

Упр. «Трамвайчик».

 Отправимся в путешествие в мир общения на трамвайчике. Поставить пустой стул. У кого справа оказался пустой стул, тот пересаживается со словами   «А я еду", следующий пересаживается со словами "А я тоже",третий со словами " А я зайцем", четвертый со словами" А я с… (называют кого-нибудь из круга, и тот быстро перебегает на пустой стул). Далее продолжается так же, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается со словами "А я еду..." и т.д.

Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Мозговой штурм «Как справиться с эмоциональным выгоранием?» (способы саморегуляции в ситуации стресса). Участники делятся на две команды и в течении 5 минут обсуждают и записывают способы борьбы со стрессом. Потом по очереди команды проговаривают свои версии, не повторяя друг друга. Психолог дополняет:           Естественные приемы регуляции организма:

-смех, улыбка, юмор;

-размышления о хорошем, приятном;

-различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

-наблюдение за пейзажем за окном;

-рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

-мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ;

-"купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

-вдыхание свежего воздуха;

-чтение стихов;

-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Упражнения на снятие напряжения.

А сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, которые снимут ваше напряжение и которые вы можете использовать в повседневной жизни.

"Дышите глубже"

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение "Лимон"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Следующая техника "Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Упражнение "Муха"

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение “Растем”

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись — сломались”.

Упражнение "Сосулька" ("Мороженое")

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Игровое упражнение «Бумажные мячики».

Чтобы у нас не копились отрицательные эмоции, их необходимо отреагировать. В этом нам поможет игра Бумажные мячики. Разделиться на 2 команды. Смять из газет бумажные шарики. Команды располагаются на расстоянии 4 метров друг от друга. Под веселую музыку все начинают перебрасывать свои мячи на другую сторону. Задача каждой команды. чтобы на их стороне не оказалось мячей, когда закончится музыка.

Упражнение «Пишущая машинка».

 Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность. Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту. Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.

Танец – игра.

Под веселую музыку каждый участник показывает танцевальное движение, а все за ним повторяют в течении минуты, и так по кругу.

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Релаксация «Водопад». (Звучит релаксационная музыка, которая поможет педагогам расслабиться). 

Рефлексия.

- Ваши ощущения после тренинга, настроение?

-Что понравилось? Что не понравилось?

- Что было полезным?

- Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?

 

Волшебная шкатулка.

Цель: поднятие настроения.

Воспитателям  предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

- Верь в себя и все получится!

- Сегодня тебя будет преследовать удача!

- Пусть тебя обнимет счастье!

- Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!

- Живи и радуйся, остальное приложится!

- Пусть в твоей душе воцарится гармония!

- Пусть твои глаза всегда сияют!

- Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!

- Думайте о хорошем и все будет хорошо!

Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

- Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!

- Все будет хорошо, а завтра еще лучше!

Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!

Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье. Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!

Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ, чем ты сам можешь устроить!

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…

Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!

Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.

Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!

Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно дохнет один маленький микроб. Улыбайтесь чаще!

Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!

Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!

Укрепляют организм - радость, юмор, оптимизм!

Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной случиться!

 

свернуть

Игровое занятие «Доброе слово – что ясный день. Добрые дела живут века!»

развернуть

Игровое занятие

«Доброе слово – что ясный день. Добрые дела живут века!»

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов;
  2. развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся;
  3. расширять кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  4. воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах. Какие слова для вас являются волшебными? (ответы детей).

Я тоже хочу подарить вам несколько слов. Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них рифму:

Растает ледяная глыба

От слова тёплого…. (спасибо).

Зеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, …. (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

Как вы думаете, как можно назвать человека, который использует в своей речи волшебные слова? (вежливый)

Что значит быть вежливым человеком? (ответы детей)

Вежливость– это готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Это соблюдение правил приличия, норм поведения.

Волшебные слова – это добрые слова. Добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. А какие добрые поступки совершали вы?

Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком в рассказе В.Осеевой «Волшебное слово». Какое волшебное слово сказал старичок Павлику? (ответы детей).

А помогло ли ему это слово? (ответы детей).

Старичок сказал Павлику только одно волшебное слово, а на самом деле их много. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

А теперь давайте вспомним сюжеты русских народных сказок, в которых герои говорили друг другу это слово. Оказывается, это слово можно произнести по-разному, т.е. – с разной интонацией. Что такое – разная интонация – мы сейчас с вами попробуем выяснить.

  • Вот, допустим, просто слово «да». Произнесите его. (Дети произносят).Теперь скажите это слово уверенно – «да!». Теперь – неуверенно – «да-а-а». Теперь – вопросительно – «да?». (Дети отрабатывают разную интонацию произнесения каждого ответа).

Вот так же можно сказать и слово «спасибо». Теперь обратите внимание. С какой интонацией будут произносить слово «спасибо» герои разных сказок. (Читает отрывки из сказок)

  • Встретились как-то раз лисица и журавль. Пригласила лиса журавля к себе в гости и решила угостить его манной кашей. Размазала кашу по тарелке, сама ходит вокруг тарелки, языком кашу слизывает, а журавль – стук да стук носом, так ничего ему и не досталось. А лиса всю кашу сама съела. «Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем». – «Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости». На следующий день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку.

Как вы думаете, искренне поблагодарил журавль лисицу, или его слова прозвучали иронически? Конечно, иронически, т.е. – с насмешкой. Ведь лисица пригласила журавля к себе в гости на угощение, а сама всю кашу съела. Когда его произносят иронически, то даже иногда употребляют в уменьшительной форме – «ну, спасибочки».

А какие чувства испытал журавль, когда его обманула лиса? (Он обиделся) Верно, значит, в этом случае слово «спасибо» могло прозвучать еще и с обидой.

  • Ушла одна девочка в лес за грибами да не нашла обратной дороги домой и заблудилась. Встретил ее там бычок – черный бочок, посадил себе на спинку да вывез обратно к дому. Вышли из дома отец и мать, стали свою дочку обнимать и целовать, стали бычка благодарить. «Спасибо тебе, бычок, черный бочок, белые копытца, острые рожки».

Как вы думаете, а здесь слова благодарности звучали искренне, не иронически, не с огорчением? Конечно, искренне, ведь мама и папа были так рады тому, что вновь видят свою дорогую дочку живой и невредимой.

Послушайте стихотворение о Вите и ответьте на вопрос: вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре этом

И скажите нам ответ.

Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? (ответы детей).

Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».

А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку. Вы будете выполнять упражнения только тогда, когда я скажу «волшебные слова»:

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперёд.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дорогие слова». Я буду читать, а вы вставляйте нужные «волшебные слова»:

  • Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. На остановке в автобус вошла женщина с маленьким ребенком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, … (пожалуйста)». Женщина вежливо поблагодарила Вову: …(«спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал: … («извините, пожалуйста»).

В каких ситуациях мы употребляем «волшебные слова»? (для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).

Все «волшебные слова», которые прозвучали сегодня, мы поместим в таблицу:

Приветствие

Прощание

Извинение

Просьба

Благодарность

В таблицу дети помещают заранее подготовленные карточки со следующими словами:

  • Здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, спасибо, добрый день, счастливого пути, простите пожалуйста, будьте добры, благодарю, привет, пока, я виноват, я виновата, окажите услугу, очень признателен, рада вас видеть, счастливо оставаться.

Надо очень добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрее,

Если будем мы хоть чуточку добрее!

 

свернуть

Психолого-педагогический семинар «Как избежать беды…»

развернуть

Психолог: «Здравствуйте! Я очень рада вас видеть на открытом семинаре, который подготовлен специально для вас. Тема семинара звучит следующим образом: «Психологическая помощь родителям выпускников в период подготовки к экзаменам». Начать семинар я бы хотела с интересного, может быть, несколько комичного высказывания – эпиграфа Жоржа Элгози, которое понравилось мне тем, что бьет в точку своей, на первый взгляд, простой ясностью и соответствием действительности (презентация у автора).

Итак, наш семинар разработан с различными целями (перечисление целей). Для достижения цели необходимо решить несколько задач (перечисление задач).Наверняка, каждый из вас очень переживает за своего ребенка уже сейчас, наверное, даже больше, чем сам ребенок. Каждый родитель задается множеством вопросов: как помочь ребенку подготовиться к экзаменам, как облегчить предэкзаменационный период, как самый стрессовый для выпускников, как самому родителю быть при этом быть готовым к данному испытанию? Прежде все всего необходимо иметь некоторые теоретические аспекты данной темы. Ключевой проблемой является наличие стрессового состояния в экзаменационный период. Поэтому следует рассмотреть понятие стресса и его воздействие на школьника более подробно. Следующим этапом в решении данного вопроса может быть овладение практическими приемами, техниками и навыками в борьбе со стрессом. И, наконец, соблюдение необходимых психологических рекомендаций по оказанию помощи ребенку перед экзаменом – как закрепляющий этап.

Таким образом, мы обозначили с вами к некоторой структуре нашего занятия.

  1. Упражнение на знакомство «Полина, пицца, Прага».Цель:знакомство, снятие первичной тревожности, эмоционального напряжения, сближение участников.
  2. Знакомство с некоторыми правилами тренинга. Цель: принятие правил.
  • Принятие и использование тренинговых имен…
  • Здесь и сейчас…
  • Активность каждого участника на всех этапах занятия…
  • Уважение к говорящему, уважение чужого мнения...
  • Правило «стоп»…
  • Конфиденциальность…
  • Тревожность – это поток чувств, сфокусированных на страхе: что– то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. Если человек не только накануне экзамена, но даже при мысли о нем испытывает состояние страха, неуверенности в себе и тревоги, то это состояние называется экзаменационная или тестовая тревожность

3 фазы реагирования на стресс:

  • реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.);
  • реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком);
  • реакция – истощения (после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению).

Признаки стрессового напряжения:

  1. Невозможность сосредоточиться на чем-то
  2. Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
  3. Ухудшение памяти, внимания.
  4. Слишком часто возникает чувство усталости.
  5. Очень быстрая речь, быстрая ходьба
  6. Мысли часто «улетучиваются»
  7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  8. Повышенная возбудимость и раздражительность
  9. Появление агрессивности, конфликтности
  10. Проявление нетерпеливости, нервозности
  11. Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции (страх, разъяренность, слезы)
  12. Потеря чувства юмора
  13. Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
  14. Появление чувства душевного опустошения
  15. Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
  16. Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
  17. Отрицательное отношение к жизни

Стресс – динамический процесс последовательного развития различных изменений в организме при остром или хроническом экстремальном воздействии. (Г. Селье (1992 г.))

Реакция организма на стресс

Организм человека реагирует на стресс биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают в организме одинаковые по сути биологические процессы. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Важна лишь интенсивность и продолжительность необходимой перестройки организма (адаптации)

Механизм возникновения стресса

В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения – доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма. Затем развивается «цепная реакция», которая готовит организм к интенсивной мышечной нагрузке. Гипофиз в кровь выбрасывает большую порцию адренокортикотропного гормона, который вызывает усиление образования в надпочечниках адреналина и других физиологически активных веществ (гормонов стресса) Под их воздействием сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, учащается дыхание, изменяется водно-солевой баланс крови, в крови повышается содержание сахара и лейкоцитов. Ускоряются все биохимические реакции, повышается энергетический потенциал. Организм готов к взрывным действиям, к тому, чтобы сражаться с врагом или убегать от него.

Факторы, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся

  • неблагоприятная атмосфера в семье
  • неблагоприятная школьная среда

Стресс играет существенную роль в повышении кровяного давления, возникновении сердечных приступов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, различных типов душевных расстройств. Любая активность приводит в движение механизмы стресса. Поэтому избежать его может тот, кто ничего не делает. Необходимо определять для себя оптимальный уровень стресса. Нужно уметь отдыхать, снимать нервное напряжение, учиться рациональному решению конфликтов, разумному планированию своей деятельности. Во время сдачи экзаменов, родители должны оказывать поддержку, а не психологическое давление.

Причины неблагополучия здоровья учащихся

  • стрессогенные технологии проведения урока и оценивание знания обучающихся
  • недостаток физической активности учащихся
  • перегруженность учебных программ
  • неправильная организация питания обучающихся в школе
  • напряженная атмосфера в семье, в кругу друзей, сверстников
  1. 1. Упражнение-разминка «Поменяйтесь местами те…». Цель: разминка, создание позитивного настроя на рабочий лад.
  2. Творческо-креативное упражнение «Креативный антистресс»(под любую веселую музыку)Цель:позитивное восприятие понятия стресса, активизация внутренних ресурсов в борьбе со стрессом, поиск совместных решений.
  3. Упражнение «Путешествие в прошлое». Цель: попытка прочувствовать состояние другого (ребенка в данном случае)с целью его рационального понимания.
  4. Упражнение «Ценности». Цель: более близкое понимание и рациональное восприятие ценностей подростка.

Преодоление стресса.

  • Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
  • Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
  • Стараться высыпаться и правильно питаться
  • Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
  • Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
  • Не бояться плакать
  • Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
  • Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
  • Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
  • Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.

 «Скорая помощь в стрессовых ситуациях»

  • дыхание: через глубокий вдох задержать дыхание на пике вдоха и сделать медленный выдох
  • минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела, распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным выдохом
  • необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится рядом
  • перед экзаменом использовать аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях, Спокойно»
  • если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и постараться включиться в какую-либо активную деятельность (физический труд)
  • прослушивание трансовой музыки способствует локальной концентрации, которая рефлекторно вызывает мышечное расслабление.

Обратная связь. Наш семинар закончился и прежде чем распрощаться с вами, мне бы хотелось получить от вас обратную связь. Для меня это очень важно. Поделитесь своими впечатлениями от проведенного занятия: что понравилось, что показалось неактуальным, какие вопросы остались у вас. Давайте в заключение в двух словах пожелаем что-то себе и группе. Большое спасибо за работу! До свиданья!

свернуть

Психологическая игра для родителей «Мудрость ангелов»

развернуть

«ЗНАКОМСТВО»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников вы можете освободит руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем либо из группы.

«УЛЫБКА»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).

«КОМПЛИМЕНТЫ»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Предупреждение

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«ПАУТИНА»

 

            Подготовка к этой игре не менее увлекательна, чем сама игра. Вам понадобятся разноцветные клубки шерсти или толстые мотки веревки, маленькие кусочки картона 4х6 см и небольшие подарки для каждого из игроков. Число участников – от 4 человек. Для каждого игрока отрежьте от мотка куски нитки или бечевки длиной примерно 6–8 метров. Если нити будут разноцветными, ваша «конструкция» получится веселой и красивой. Кроме того, это поможет самым маленьким игрокам распутать паутину. Для усложнения задачи можно использовать одноцветные нитки.

            На один конец каждой нити прикрепите табличку с именем игрока, а на другой – подарок для него. Теперь вы должны «соткать паутину», протягивая нити через всю комнату.

«СЕКРЕТ»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».

Замечание: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«ПИСЬМО НА РУКЕ»

Каждый выбирает себе партнера и становится напротив него. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если дети одинакового роста, пусть закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на ладони отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать партнеру, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или целое предложение. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

 

 

свернуть

Тренинг для родителей «Тропинкой родительской любви и мудрости»

развернуть

Цель: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Задачи: показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Ход тренинга:

Психолог. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

Эпиграфом сегодняшней нашей беседы будет восточная мудрость:

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания. Именно поэтому считаю актуальным познакомить вас со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения вас родителей к воспитанию физически и психологически здорового ребёнка. 

 Знакомство. Упражнение «Доброе тепло»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседаназывая своё имя, и вспоминая, как  ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

«Найди пару».  Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Основная часть

Психолог:Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

         «Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Психолог: Перед вами на столах есть цветные карандаши и бумага. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.  Во время проведения тренинга родители создали очень интересные рисунки, на которых были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб (папа), елка (мать), лисичка (дочь) , ежик (сын); петух, курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.

Мозговой штурм

Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.  Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

  • Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
  • Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
  • Что учат дома дети, то знают и соседи.
  • Умел дитя родить, умей и научить.
  • Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.
  • Яблоко от яблони далеко не падает.

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы. (Время выполнения – 5 минут).

Выбираются родитель и ребенок.От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.

- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей

  1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание..».
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.

Психолог: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Психолог. Наша встреча завершается, но путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

свернуть

Занятие с элементами тренинга «Формула добра»

развернуть

Цель:  способствовать воспитанию доброты,  формированию правильного представления о доброте и добрых делах. Задачи:  - расширение кругозора, связанного с понятием добра; - формирование  доброжелательных отношений в группе; - совершенствование навыка обдумывания и оценки своих поступков, самих себя.

Ход занятия:

Педагог-психолог:

Здравствуйте ребята и гости , присутствующие на нашем занятии.

Ребята, сейчас я попрошу вас посмотреть на экран. Здесь, как вы видите нарисованы  лица.

1. На рисунке  лица  - Какой рисунок располагает к беседе? Почему? (ответы детей) С добрым приятнее общаться, а злой может побить - Как вы догадались, что лицо злое? Доброе?  (ответы детей)

2. Как встретив человека можно догадаться о его настроении, о его намерениях? По мимике (сдвинутые брови, улыбка); жесты (кулаки, ладони); речь (вежливые слова, грубые слова). Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Про добро и зло?) Верно, формула добра. Девиз: Добрым будь не на словах, а в поступках и делах.

3. Определение понятий. Давайте все-таки для начала договоримся, что будем понимать под словом "добро, доброта", а что под словом "зло, злость". Ответы учащихся

А теперь заглянем в словарь Ожегова

Добро-это всё положительное, хорошее, полезное. Зло - это отрицательное, дурное, вредное.

4. Формула добра. - В каждом человеке живет доброе начало и злое; - так же наша жизнь зависит от каждого. Если на то зло, которое окружает человека, он будет отвечать злом, то получится зло.

Если на «зло» отреагировать равнодушием, то зло и останется.

Если на «зло» ответить добром, то победит добро. Вот такая формула добра у нас получилась. Есть одна притча  про Солнце и Ветер.  Послушайте: Солнце и ветер. Поспорили однажды солнце и ветер о том, кто сильнее. - Я докажу, что я сильнее, воскликнул ветер. - Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе. Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган. Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился. Тогда солнце выглянуло из-за тучи, добродушно улыбнулось путнику и согрело его своими лучами. Вскоре старик сам снял свой плащ.  Как вы  думаете, каков смысл этой притчи? (ответы детей).

Итог воспитателя: - Доброта и дружелюбие всегда побеждают ярость, злость, грубость и принуждение. - Как важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке.  К сожалению, не все люди стремятся к этому. Гораздо проще обругать, сделать замечание, усмехнуться, чем похвалить другого. Всегда ли мы благодарим окружающих? (ответы детей)

Но я глубоко уверена в том, что, говоря и поступая по-доброму, мы увеличиваем добро в мире.

5. Мои добрые дела.  В конвертах на ваших столах приготовлены голубки - птица, которая является символом мира и добра. Она ждет ваших добрых дел. Подумайте и напишите, какие добрые дела вы совершили вчера или сегодня по отношению к своим одноклассникам, друзьям, учителям, родителям.

6. А теперь я предлагаю вам упражнение, которое называется "Пять добрых слов": Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передается соседу справа, а сам учащийся получает "ладошку" от соседа. В одном из "пальчиков" полученной "ладошки" воспитанник пишет какое - нибудь привлекательное, на его взгляд, качество ее обладателя. Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т.д., пока "ладошка" не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, дети  зачитываются "комплименты". 

Воспитатель: Если плохое настроение настигнет вас, достаньте "ладошку" и прочитайте, что думают о вас ваши друзья. Быть может не все так плохо, как вам кажется. 

7. Следующее задание: "собери пословицу".  Из двух половинок нужно собрать пословицу по теме нашего занятия. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ  Доброе слово, что дождь в засуху Враньё не ведёт к добру. Доброму слову- добрый ответ Сказанное слово серебряное, несказанное- золотое

Злой плачет от зависти, а добрый - от радости

  Добра желаешь .добро и делай   Добро – не лихо, ходит тихо   

▪ Злой не верит,  что есть добрые люди

 Добро и во сне хорошо

Злой человек не проживёт   в добре век;

8. Итог.  С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: "Что такое - хорошо и что такое плохо?". Хорошее или плохое - это прежде всего - доброе или злое. Понятия "добра и зла" рассматриваются, прежде всего, в свете отношений между людьми. Поэтому те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек - существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.

Просмотр мультфильма «Просто так».

9. Рефлексия: - Чему было посвящено занятие? (добру, доброте)

(ответы детей) - В чем заключается формула добра? (На «зло» отвечать «добром») (ответы детей)

10. Тренинг. Воспитатель:

У каждой из вас есть конвертик, а в нем круги: красный, желтый и зеленый. Если на сегодняшнем занятии вам все было понятно и хотите встретиться еще, то выбираете зеленый круг. Если просто понятно, то - жёлтый. Если непонятно, то - красный. Определитесь с выбором.

Воспитатель: А теперь пусть каждый из вас скажет, почему он выбрал именно такой круг?  (ответы детей)

 На память о нашей беседе я хочу вам подарить "добринки" - сердечки, чтобы вы не забывали о добрых делах.  Удачи!

 

свернуть